Педагогическая копилка


РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ. ✴
10 ЗАБАВНЫХ ИГР НА ВНИМАНИЕ.

     Это качество у детей не особо развито: на определённом занятии они могут сосредоточиться не дольше, чем на 10 минут. Дети изучают окружающий мир, чтобы познакомиться с ним как можно быстрее, поэтому им и нужно такое краткосрочное внимание. Но развивать внимание у малышей необходимо, чтобы к школьному возрасту ребёнок был усидчив и не отставал от программы. Это можно сделать с помощью игры - предлагаем подборку нескучных развлечений.

1. НА РЫБАЛКЕ.
             В эту игру можно играть с одним и несколькими малышами. Дети становятся рыбаками. Чтобы поймать рыбу, они должны с точностью повторить ваши действия. Имитируйте движения, обычно совершаемые во время рыбалки: закидывайте удочку,  наматывайте леску,  доставайте рыбу и так далее. Все движения нужно комментировать. Кто сбился, тот выбывает из игры.
      Чтобы усложнить задачу, произносите одно действие, а выполняйте другое. Дети не должны обращать внимание на слова, а повторять только ваши движения.

2. ДОМАШНИЙ МАГАЗИН.
      Возьмите игрушки, книжки, карандаши и другие предметы. Разложите их на полу или столе, как будто они выставлены на продажу. Попросите ребёнка сходить и поискать что-нибудь ещё на продажу, а сами пока уберите из «магазина» несколько вещей. Когда малыш вернётся, скажите, что в магазин приходили покупатели, и предложите ему угадать, что они купили.
     С малышами 3-4 года играйте с 7-8 предметами, а детям постарше усложняйте игру: выставляйте «на продажу» больше предметов.

3. ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ.
      Уборка игрушек может стать замечательной игрой на внимание. Договоритесь с ребёнком, что он будет складывать игрушки в корзину или в контейнер по вашей команде. Например, вы говорите: «Время кубиков!». Ребёнок несёт только кубики и так далее, пока все игрушки не будут собраны.
     Усложните задачу, попросив ребёнка заодно и пересчитать каждый вид игрушек.

4. СОБЕРИ БУСЫ.
       Попросите малыша нанизать бусы на леску или шнурок в определённом порядке: например, сначала зелёную, потом синюю, затем красную или сначала большую, потом маленькую. 
      Чем младше ребёнок, тем проще должна быть схема.

5. НАЙДИ БУКВУ.
     Если ребёнок умеет читать, то ему можно предложить поиграть в эту игру. 
Дайте ему небольшой текст, напечатанный крупными буквами, и карандаш. Попросите его зачеркнуть в словах определённую букву.
     Задание можно усложнить: попросив зачеркнуть одну букву, подчеркнуть другую и поставить точку над третьей. После того как ребёнок закончит, проверьте, насколько точно он выполнил задание.

6. ЗНАКИ-НЕВИДИМКИ.
      Предложите своему малышу поиграть в игру, в которой вы будете рисовать в воздухе разные фигуры, а он должен угадать, что вы нарисовали. Рисуйте только те фигуры, которые знает ребёнок. 
      В процессе игры, меняйтесь ролями: пусть малыш рисует в воздухе, а вы угадывайте.

7. ЗОЛУШКА.
      Для этой игры понадобятся три вида бобовых: фасоль, горох и чечевица. Смешайте их между собой и предложите ребёнку перебрать бобы, складывая каждый вид в отдельные миски или горочки.
      Детям старшего возраста вместе с бобовыми смешивайте более мелкие крупы: рис или гречку.

8. БАРЫНЯ.
      Помните смешную игру про "Барыню"? «Барыне прислали наряд. В наряде 100 рублей. Что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, чёрное и белое не берите». Она отлично тренирует внимание у малышей.
     Начинайте задавать ребёнку вопросы, стараясь вынудить его дать запрещённые ответы. Как только он собьётся, меняйтесь ролями.

9. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ.
      Подготовьте картинки с небольшими отличиями (можно скачать с интернета) и попросите ребёнка найти их. Если ребёнок быстро справится с заданием, дайте ему приз – конфетку или сувенир.

10. МЕШОЧЕК С СЮРПРИЗОМ.
      Возьмите плотный мешочек с завязками и положите туда несколько небольших предметов, хорошо знакомых ребёнку. Попросите его вытаскивать из мешочка предметы, которые вы называете. Но при этом он не должен заглядывать в мешочек, а может выбирать предметы только наощупь. 
     Чем больше предметов в мешочке, тем сложнее будет игра.

октябрь 2022 г.





Массажные коврики для деток своими руками

А вы знаете, что наша ступня является настоящей картой всего нашего организма? Все наши мышцы, внутренние органы имеют свою проекцию на подошве ступни. Поэтому всевозможная стимуляция нервных окончаний на подошве так важна и для детей и для взрослых. Кроме того — это чудесный способ профилактики плоскостопия. Различные массажные дорожки как раз выполняют функцию стимуляции ступней. Мы предлагаем вам несколько идей для создания массажных ковриков своими руками.

Такой коврик дает возможность массажировать ножку ребенка, не прилагая особых усилий. Вам стоит только подложить коврик в игровую зону ребенка, и тот сам им заинтересуется и начнет по нему ходить.

Для создания таких массажных ковриков вам пригодятся и камушки, и каштаны с желудями, и пуговицы разной величины, крупы, семена и даже обычные карандаши! Малыш, наступая на ребристую или шершавую поверхность, массирует свою ножку.










ноябрь 2021 г.


УПРАЖНЕНИЯ С МАССАЖНЫМИ МЯЧИКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 

ЁЖИК 

Представьте, что к вам в гости пришел ёжик. Все движения выполняются в соответствии с текстом. 
Ёжик выбился из сил- 
Яблоки, грибы носил. 
Мы потрем ему бока, 
Надо их размять слегка. 
А потом погладим ножки, 
Чтобы отдохнул немножко. 
А потом почешем брюшко, 
Пощекочем возле ушка. 
Ёж по тропке убежал, 
Нам «Спасибо!» пропищал. 
Ребенок жалеет ёжика, гладит, чешет, щекочет. На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам. 

МЕСИМ ТЕСТО 

Месим, месим тесто — сжимаем массажный мячик в одной руке. 
Есть в печке место — перекладываем и сжимаем мяч другой рукой. 
Я для милой мамочки — сжимаем мяч двумя руками несколько раз. 
Испеку два пряничка — катаем мяч между ладонями. 

ОРЕХ 

Движения соответствуют тексту 
Я катаю свой орех 
По ладоням снизу вверх. 
А потом обратно, 
Чтоб стало мне приятно. 
Я катаю свой орех, 
Чтобы стал круглее всех. 

ИГОЛКИ 

У сосны, у пихты, ёлки 
Очень колкие иголки. 
Но еще сильней, чем ельник, 
Вас уколет можжевельник. 
Ребенок катает мяч между ладонями, по запястью, ножкам и т. д. сначала медленно, а потом ускоряя темп. 

НЕПРОСТОЙ ШАРИК 

Этот шарик непростой, 
Весь колючий, вот такой! 
Меж ладошками кладем, 
Им ладошки разотрем. 
Вверх, вниз его катаем, 
Свои ручки развиваем. 
Движения соответствуют тексту. 

ЛАСКОВЫЙ ЁЖ 

Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте. 
Гладь мои ладошки, ёж! 
Ты колючий, ну и что ж? 
Я хочу тебя погладить, 
Я хочу с тобой поладить! 
Ваш малыш уже подрос! 
Упражнения для детей с 4 лет. 

ФУТБОЛ 

Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть друг к другу полукругом. В одну из них вложить мячик (мячик должен быть по размеру ладошки ребёнка). Перекидывать мячик из одной руки в другую, сохраняя положение ладошек. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить. 

ЛОДОЧКА 

Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть вверх, приняв положение «лодочки». В одну из ладошек вложить мячик. Перекидывать мячик из одной ладошки в другую, постоянно удерживая исходное положение «лодочка». Когда идет перекидывание мячика, ладошку, которая делает бросок, необходимо слегка поворачивать и стараться, мячик высоко не подкидывать. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить

КОЛЮЧКИ

Ладошку сделать «лодочкой». В неё вложить мячик. С силой сжать ладошку с мячиком. Затем ладошку разжать. На руке должны остаться вмятинки от колючек мячика. Следить за тем, чтобы ребенок старался сжимать мячик одной рукой. Упражнение повторить 8-10 раз одной рукой, потом тоже повторить другой рукой. Потом можно предложить выполнить это упражнение двумя руками сразу же. Чтобы ребенок понял, с какой силой необходимо сжимать мячик, взрослый сначала сам выполняет это упражнение, демонстрируя ребенку вмятинки на своей ладошке от колючек мячика. Обратите внимание ребенка на то, что при правильном выполнении этого упражнения, ему будет больно. Это делается для того, чтобы ребёнок почувствовал момент, когда у него рука напряжена (сжимает мячик и при этом ему больно), а когда рука расслаблена и мячик свободно лежит в ладошке. 

СКАТАЕМ ШАРИК 

1 вариант 
Обе руки локтями прижать к себе. Пальцы ладошек плотно сжаты друг с другом и напряжены. На левую ладошку положить мячик, сверху прикрыть его другой ладошкой. Делать круговые движения верхней ладошкой по нижней как при лепке шарика из пластилина. Следите, чтобы пальцы обеих рук были сжаты плотно друг с другом и напряжены. Упражнение выполнять внутренней частью ладошки, а не пальцами!!! Затем поменять положение рук. 

2 вариант 
Локти поставить на стол, ладошками напротив друг друга. Между ними вложить мячик. Делать движения обоими ладошками вверх-вниз. Следите, чтобы пальцы обеих рук были сжаты плотно друг с другом и напряжены. При выполнении упражнения локти держать на столе. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить. 

ПРОКАТИ ПО ЛАДОШКЕ 

Локоть левой руки прижать плотно к себе, кисть руки развернуть ладошкой вверх. Пальцы плотно сомкнуты между собой. Положить на ладошку мячик, второй рукой накрыть мячик. Пальцы верхней ладошки плотно сжаты между собой. Производить движения верхней ладошкой вперёд-назад по длине всей ладони. Следить, чтобы во время выполнения этого упражнения у ребенка не поднималось плечо. То же повторить другой рукой. Упражнение выполнять не торопясь, с хорошей амплитудой движения. 
Такие упражнения проводятся, когда мячик катают по тыльной стороне ладони. При этом ладошка лежит на столе, тыльной стороной кверху. 

ГОРКА 

Руку положить на колено, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклонённой головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки. 
Это же упражнение можно выполнить, повернув одну руку тыльной стороной ладошки кверху. 
Можно выполнять упражнения ногами, сидя на стуле. 

БУДЬ ЗДОРОВ 

Мячик положить на пол. Одну ногу положить сверху мячика. Другая нога стоит плотно на полу. Сесть ровно, спину прижать к спинке стульчика. Катать мячик ногой вперед-назад, не торопясь. Затем, то же движение выполняется другой ногой. Это упражнение можно выполнять двумя ногами, катая мячик поочередно, либо обеими ногами одновременно. Как вариант, можно делать круговые движения одной ногой, затем другой. 
Упражнение выполняется в медленном темпе с хорошей амплитудой движения. 
Упражнение можно выполнять двумя ногами сразу же либо поочередно, либо обеими ногами одновременно. 

ГОРКА 

Снять с ног обyвь. Сесть на стульчик. Одна нога стоит плотно на полу, а другая прямо выставлена вперед, носок вытянуть. Мячик взять в противоположную от выставленной ноги руку. Этой рукой начать поднимать мячик по ноге вверх. Накрыть мячик рукой и подержать его на счет до 5, затем «спустить» его по горке вниз. То же упражнение повторить с другой ногой. Затем увеличить счет до 10. Упражнение выполняется не торопясь, с хорошей амплитудой движения. 
Упражнения для детей 6-7 лет.

СОЛДАТЫ 

Обе руки локтями плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять круговые движения сначала кистью одной руки, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движения выполнять медленно, не торопясь. Круговые движения выполняются к себе и от себя. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения, темп можно увеличить. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечо. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения одной рукой, можно ему предложить выполнить то же упражнение двумя руками одновpeменно.

июнь 2021 г.





РАЗВИВАЕМ РУЧКИ
Как заниматься с массажным мячиком?

Игры с массажными мячиками очень полезны для стимуляции нервных окончаний на ручках и теле малыша, а также для улучшения циркуляции крови. Занятия подходят для развития мелкой моторики и речевой активности детей.
_____________
МАССАЖ ЛАДОНЕЙ И ПАЛЬЧИКОВ МАССАЖНЫМ МЯЧИКОМ

Данные упражнения можно использовать под любой из нижеприведённых стишков, чтобы ребёнку не было скучно.

1. Мяч находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делать массажные движения, катая мяч вперед-назад.
2. Мяч находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делать круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делать вращательные движения вперёд, как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавить ими на мяч.
5. Держа мяч подушечками пальцев, делать вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкинуть мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймать его.
7. Зажать мяч между ладонями, пальцы сцепить в замок, локти направлены в стороны. Надавить ладонями на мяч (4-6 раз).
8. Перекладывать мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп. 
_____________
УПРАЖНЕНИЯ-СТИШКИ С МАССАЖНЫМ МЯЧИКОМ

Ежа в руки мы возьмем,
Покатаем и потрём.
(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем,
(подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем.
(пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ёжика на стол, 
(кладем мячик на стол)
Ручкой ёжика прижмём
(ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем…
(ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем.
(меняем ручку и тоже катаем мячик)
_____________
Ёжика возьмём в ладошки
И потрем его слегка,
(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки,
(меняем ручку, делаем тоже самой)
Помассируем бока.
(катаем между ладошек)
Ёжика в руках кручу,
(пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках —
(прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка.
(прижимаем ладошки к себе)
_____________
Ёжик-ёжик, чудачок! 
Сшил колючий пиджачок
(катать мячик в ладошках)
Встал с утра, и в лес — гулять,
(поднять руки с мячиком вверх)
Чтоб друзей всех повидать.
(перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)
Ёжик топал по тропинке
(постучать мячом по столу)
И грибочек нёс на спинке.
(завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)
Ёжик топал не спеша, 
(прокатываем мяч по одной ножке сверху до коленки)
Тихо листьями шурша. 
(прокатываем мяч по другой ножке от коленки вверх)
А навстречу скачет зайка, 
Длинноухий Попрыгайка,
(подбрасываем и ловим мячик)
В огороде чьём-то ловко 
Раздобыл косой морковку!
(завести руки за спину и спрятать мяч)
_____________
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
(выполняем круговые движения мячиком между ладонями)
По ладошкам он бежит 
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит 
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(перебираем мяч пальчиками)
Бегает туда, сюда! 
Мне щекотно? Да, да, да!
(катать мячик по ножкам-ручкам вверх-вниз)
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем мячик по столу и ловим его подушечками пальцев)
_____________
Я мячом круги катаю, 
Взад-вперёд его гоняю.
(можно катать мячик по ручкам-ножкам или по столу)
Им поглажу я ладошки,
А потом сожму немножко. 
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч катаю между рук!

Движения соответствуют тексту.
_____________
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!

Движения соответствуют тексту.
________

8 СПОСОБОВ БЫСТРО ПРИДУМАТЬ РОЛЕВУЮ ИГРУ ДЛЯ РЕБЁНКА

    Если ребенок подошел к вам с просьбой «поиграть», принес своих любимых мишек или лошадок, на которых вы уже смотреть не можете, не отчаивайтесь, воспользуйтесь одной из этих идей для того, чтобы быстро придумать ролевую игру.

  Идея первая. 
  ИГРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ. За основу сюжета нашей игры берем проблему, с которой ребенок недавно столкнулся. Например, мы знаем, что ребенок боится пауков или букашек. Здесь, конечно, хорошо бы иметь навыки сочинительства терапевтических сказок. Они очень пригодятся. Но можно и просто попробовать пофантазировать. Например, тот самый страшный паучок попадает в беду и оказывается беспомощным и жалким, а ваш ребенок своим героем его спасает. Ну разве можно бояться того, кого спас? 

  Идея вторая. 
  ИГРА МАМАПОМОГАТЕЛЬСКАЯ. Может, есть что-то, чему вы хотите научить своего малыша. Например, на горшок ходить, мыть руки перед едой, или одеваться… Вот и поиграйте ненавязчиво в это. 

  Идея третья. 
  ИГРА ЖИЗНЕННАЯ. Мы просто берем за основу игры будни малыша. Может, недавно он ходил на выставку, в гости или в дельфинарий? Может, вы гуляли по лесу, устроили там пикник? А может, просто ездили в деревню к бабушке, кормили там кур и коров? Может, малыш качался на качелях сегодня днем? Вот и поиграйте в это! Сделайте арену цирка из конструктора, найдите маленьких рыбок и сделайте «океанариум» в коробке, пригласите гостей к плюшевым медвежаткам!

  Идея четвертая. 
  ИГРА ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ. Это игра поможет вам подготовить малыша к предстоящему событию. Что бы это ни было, перелет на самолете или поход в поликлинику, начало садиковской или школьной жизни, мы можем вполне обыграть это в сюжетно-ролевой игре и таким образом немного подготовить ребенка, пробудить в нем интерес.
 
  Идея пятая. 
  ИГРА СКАЗОЧНО-СТИШКОВАЯ. Очень простая в реализации и любимая детками идея. Нужно просто за основу вашего сюжета взять любимый малышом стишок, сказку или мультик. Вариант беспроигрышный и, как правило, долгоигрательный.

  Идея шестая. 
  ИГРА В ПРОФЕССИИ. Хорошо знакомить ребенка с различными профессиями при помощи ролевых игр. Придумайте, кем работают и чем занимаются ваши герои. Может, у кого-то сад цветов, а у кого-то ветеренарная клиника? Возможно, дракончик тушит пожары, а медведь строит дома? Ну и, не забудем сюда же включить игру про доктора и про магазин.

  Идея седьмая. 
ИГРА В ПУТЕШЕСТВИЯ. Для любителей разных развивалок эта игра может стать настоящей находкой. Можно выбирать на карте, куда поехать, читать географические названия, прокладывать маршруты, пробовать национальные блюда… И все это не выходя из детской.

  Идея восьмая. 
  ИГРА В ШКОЛУ. Про школу мы уже упомянули в подготовительных играх. Но игра в школу для тех, кто задумал обучить малыша буквам или счету может стать настоящей находкой. Одно дело, когда тебя учат, а вот когда учителем становишься ты! В общем, попробуйте. Мой самый младший брат долго впадал в истерику, при словах «давай учить буквы». А вот когда они с мамой принялись учить этим буквам плюшевых зверей, дело пошло куда как веселее! За две недели у парня появился настоящий интерес к граниту науки, он стал показывать, рассказывать, писать на бумаге эти самые буквы, которые совсем недавно видеть не мог. 
Автор: Оксана Агеенкова


ЗАКРЕПЛЯЕМ ЗВУКИ с помощью чистоговорок.


Чистоговорки на букву У

Уа-уа-уа – в коляске плачет детвора.

Ау-ау – кто потерялся, не пойму.

У-у-у-у – воет волк в лесу.

Ух-ух-ух – накалился наш утюг.

Уч-уч-уч – светит в окно солнца луч.

Ур-ур-ур – кошка нам сказала: «Мур!».



Чистоговорки на букву Б

Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба! 

Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу! 

Бе-бе-бе,бе-бе-бе - потрубил я на трубе. 

Ба-ба-ба,ба-ба-ба - не нужна уже труба!

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. 

Бу-бы-ба – из окна торчит труба.


Был у бабушки баран, 

Бил он бойко в барабан, 

И плясали бабочки 

Под окном у бабушки.


Бегемот разинул рот, 

Булки просит бегемот.


В букваре у Буратино 

Брюки, булка и ботинок.


Белый снег, белый мел, 

Белый сахар тоже бел. 

А вот белка не бела, 

Белой даже не была.


Бублик, баранку, батон и буханку 

Пекарь из теста испек спозаранку.


У боярина-бобра нет богатства, нет добра. 

Два бобренка у бобра – лучше всякого добра.



Чистоговорки на букву М

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – едим эскимо.

Мы-мы-мы – прочитали мы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.



Чистоговорки на букву Н

На-на-на - нам звезда видна.

Ан-ан-ан - на стенке таракан.

Не-не-не - ваза на окне.

Ни-ни-ни, - далеко горят огни.

Ин-ин-ин - к нам плывет дельфин.

Но-но-но - мы пойдем в кино.

Он-он-он - в зоопарке слон.

Ну-ну-ну - вас я припугну.

Ун-ун-ун - в сказках есть колдун.

Ын-ын-ын - это старший сын.

Ню-ню-ню - сена дам коню.

Ня-ня-ня - отыщи меня.

Ян-ян-ян - где растет тимьян?



Чистоговорки на букву П

Ап-ап-ап - раздается храп.

Ип-ип-ип - где-то слышен хрип.

Оп-оп-оп - очень толстый поп.

Оп-оп-оп - нажимаем стоп.

По-по-по - наш трамвай идет в депо.

Уп-уп-уп - ешьте, дети, суп.

Яп-яп-яп - не делай все тяп-ляп.


- П! – мы губы сложим вместе.

- П! – мы выдохнем порезче!

- П, П, П! – пыхтим мы глухо,

Нету голоса у звука!

– П, П, П! – пускает пар

Полный чая самовар.

Каша на плите пыхтит,

Из-под крышки пар летит.

Паровоз пары пускает,

Путь по рельсам пробегая.

Плавно по реке плывет,

Паром пышет пароход…


Наша острая пила –

Не пила, а пела.

Не пила, не ела,

Ни разу не присела.

Звонко пела, как могла,

Развеселая пила.


Петуха спросили дети:

– Почему зовут вас Петей?

Так ответил Петя детям:

– Хорошо умею петь я.



Чистоговорки на букву Т

Та-та-та – у нас дома чистота.

Ты-ты-ты – сметану съели все коты.

Ту-ту-ту – молоко налью коту.

Ти-ти-ти – съели кашу мы почти.

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

То-то-то –поиграли мы в лото.

Ать-ать-ать – мы пойдем с тобой гулять.

Ат-ат-ат – берем с собой самокат.


Тень-тень-потетень, 

Весь день, где пень – 

Заплетаю плетень и прирасплётываю. 

Под плетенем целый день - тень!



Чистоговорки на букву Д

Ду-до-да – гудят провода. 

Да-да-да – теплая вода. 

Ду-ду-ду – спать я не пойду.

Де-де-де – я не знаю где.

Ди-ди-ди – спокойно посиди.

Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду - все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди - ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да - ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де - вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, ды-ды-ды - только слышно из воды.


Дятел дуб долбил, да не до долбил.

Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит.

Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.


Дарья дарит Дине дыни. 

День у Дины, два - у Димы.


Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому!



Чистоговорки на букву В

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.

Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.

Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.

Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.


Сидит Ваня на диване, 

Под диваном ванночка, 

В этой ванне вместо бани 

Часто мыли Ванечку.


Около кола вьюн и хмель 

Вьются на плетень: 

Вьются, плетутся, заплетаются, 

Расперезавеваются.


Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.

Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.



Чистоговорки на букву Ф

Фа-фа-фа - в углу стоит софа. 

Аф-аф-аф - в замке живет граф. 

Фе-фе-фе - он живет в Уфе. 

Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.


У Феофана Митрофаныча 

Три сына Феофаныча.


Жил в горах волшебник Феликс

С буквой Ф и птицей Феникс.

Зажигал фонарик Феликс, 

Загоралась птица Феникс.



Чистоговорки на букву Х

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!


Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: 

- Ха-ха-ха-ха-ха!



Чистоговорки на букву К

Кукушка кукушонку 

Купила капюшон. 

Надел кукушонок капюшон - 

В капюшоне он смешон.


Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.



Чистоговорки на букву Г

Га-га-га – у козы рога.

Гу-гу-гу – по лугу бегу.

Го-го-го – стоит вагон.

Га-га-га, га-га-га - хочешь, Галя пирога?

Гу-гу-гу, гу-гу-гу - есть их больше не могу.

Ги-ги-ги, ги-ги-ги - не нужны мне пироги.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу - и я тоже не могу.

Га-га-га, га-га-га - где же оба пирога?


- Гуси, гуси! 

- Га-га-га!

- Есть хотите? 

- Да-да-да!


Шел гуськом гусак с гусаком. 

Смотрит свысока гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.



Чистоговорки на букву С

Ся-ся-ся, ся-ся-ся - не поймали карася.

Се-се-се, се-се-се - карасей ловили все.

Си-си-си, си-си-си - в водоеме караси.

Ся-ся-ся, ся-ся-ся - вот поймать бы карася!

Са-са-са, са-са-са - ой-ой-ой летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су - видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са - отгадайте, где оса.

Са-са-са: на столе оса. 

Су-су-су: не боимся мы осу. 

Сы-сы-сы: жало остро у осы. 

Се-се-се: киселя дадим осе.


Сказала со смехом соседке синица:

- Стать самой стрекучей сорока стремится!


Ах, вы, сени, сени, сени

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.


Солнце-Солнце – золотое донце.

Солнце – солнышко свети.

Солнце – солнышко гори.


Пёс лису учуять смог -

Сразу подал голосок.

Унеслась лиса в лесок -

Сала дали псу кусок.



Чистоговорки на букву З

Зи-зи-зи, зи-зи-зи - обезьянку привези!

Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя - не привози.

За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали вновь козу.


Зину купили мы в магазине. 

Зину в корзине домой отнесли. 

Зиму прождала Зина в корзине

Знаем где Зина. Иди, поищи!


Чистоговорки на букву Ц

Цы-цы-цы - есть хотят птенцы. 

Цу-цу-цу - дали нам по огурцу. 

Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!

Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!

Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!

Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Ца-ца-ца – слушай сказку до конца.

Цу-цу-цу – дело близится к концу.

Цы-цы- цы – обрубаем все концы.

Це-це-це – что узнаем мы в конце?

Ец-ец-ец – зиме конец.

Ец-ец – летит скворец.

Ца-ца-ца – мы видели скворца.

Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.


Не велика птица синица, да умница.

Цыпленок пьет из блюдца воду.





Чистоговорки на букву Ш

Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.

Шо-шо-шо-шо, -  поёт хорошо.

Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.

Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.


Шестнадцать шли мышей, 

И шесть несли грошей; 

А мыши, что поплоше 

Шумливо шарят гроши.


Шли сорок мышей, несли сорок грошей. 

Две мыши, что поплоше несли по два гроша.



Чистоговорки на буквы Ж

Жа-жа-жа-жа,

Есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи-жи,

Но не шьют, увы, ежи.

Жу-жу-жу-жу,

Нитки не нужны ежу.

Же-же-же-же,

Это песня о еже.

Жа-жа-жа - убежали два ежа. 

Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа - тут ежата у ежа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то уж пришел к ежу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи - мне ежаток покажи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ужами не дружу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа - уж уходит от ежа.


Встретил в чаще еж ежа:

- Как погода, ёж?

- Свежа.


Испугались медвежонка 

Ёж с ежихой и с ежонком, 

Чиж с чижихой и с чижонком, 

Стриж с стрижихой и с трижонком.




Чистоговорки на букву Ч

Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.

Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.

Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.

Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.

Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.

Чу-чу-чу - врач идет к грачу.


У четырех черепах по четыре черепашонка.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.

А куда спешить тому, кто всегда в своем дому.


Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход,

В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота!



Чистоговорки на букву Щ

Ща-ща-ща-ща - в дождь я мокну без плаща.

Щу-щу-щу-щу - зонтик я себе ищу.

Ще-ще-ще-ще - буду я ходить в плаще.

Щё-щё-щё-щё - и в сапожках ещё.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свеклы для борща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.


Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки, 

Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.


Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.


Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.

- Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?



Чистоговорки на букву Л (Ль)

Ла-ла-ла – вот пила.

Лой-лой-лой – пилим мы пилой.

Лы-лы-лы – вот нет пилы.

Лу-лу-лу – сломали пилу.

Лу-лу-лу – купили новую пилу.

Лу-лу-лу- точил Толя пилу

Ли-ли-ли - суп соленый, у Ильи!

Ли-ли-ли, ли-ли-ли - тополя видны вдали.

Ле-ле-ле, ле-ле-ле - много их у нас в селе. 

Ля-ля-ля, ля-ля-ля - но от них в пуху земля.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля - все мы любим тополя.

Лю-лю-лю, лю-лю-лю - тополя и я люблю.


На лугу под лопухом у лягушки летний дом,

А в болоте лягушачьем у неё большая дача.


Лайка с болонкой лаяли звонко. 

Иволга долго пела над Волгой.



Чистоговорки на букву Р (Рь)

Рю-рю-рю, рю-рю-рю - как я много говорю?

Ри-ри-ри, ри-ри-ри - от зари и до зари.

Ре-ре-ре, ре-ре-ре - о горе и о норе.

Ря-ря-ря, ря-ря-ря - про озера и моря.

Рю-рю-рю, рю-рю-рю - говорю и говорю.

Ря-ря-ря, ря-ря-ря - обо всем, но, видно, зря!

Ря-ря-ря: алая заря.

Рю-рю-рю: рисую я зарю.

Ри-ри-ри: чисто говори.

Ра-ра-ра: в школу мне пора.

Ре-ре-ре: игры во дворе.

Ро-ро-ро: легкое перо.

Ры-ры-ры: стихи для детворы.

Ру-ру-ру: развлекаем детвору. 

Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар.

Ор-ор-ор: разгорелся у нас спор.

Ир-ир-ир: роту строит командир.


У Вари на бульваре варежки пропали,

Воротилась Варя вечером с бульвара,

И нашла в кармане варежки Варвара.


Говорила сорока сороке: 

- Я, как рыба, молчу на уроке.


Под кустом ореха норка. 

В норке проживает норка.


Гроздья рябины на солнце горят. 

Горит от рябины в глазах у ребят.


У меня на кармашке маки и ромашки.


В аквариуме у Харитона четыре рака, да два тритона.


Шли три попа, три Прокопия попа, 

Три Прокопьевича. 

Гговорили про попа, про Прокопия попа, 

Про Прокопьевича.


Кар! — кричит ворона. 

— Кража!

Караул! Грабёж! Пропажа! 

Вор прокрался утром рано! 

Брошь украл он из кармана! 

Карандаш! 

Картонку! 

Пробку! 

И красивую коробку! 

— Стой, ворона, не кричи! 

Не кричи ты, помолчи. 

Жить не можешь без обмана! 

У тебя ведь нет кармана. 

— Как? ! — 

Подпрыгнула ворона 

И моргнула удивлённо. 

— Что ж вы раньше не сказали? ! 

Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали!


На дворе трава, на траве дрова: 

Раз дрова, два дрова, три дрова; 

Дрова вдоль двора, 

Дрова вширь двора - 

Не вместит двор дров; 

Дрова выдворить со двора! 

Не руби дрова на траве двора!


Сорок сорок для своих сорочат 

Сорок сорочек, не ссорясь строчат. 

Сорок сорочек прострочены в срок - 

Сразу поссорились, 

Сразу поссорились, 

Сразу поссорились сорок сорок.


Радик здоровый подрался с коровой!



Логоуголок в группе. "Центр "Речевичок""
«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ И СЛОВАХ ( по мотивам сказки "Репка")
Презентация к индивидуальному занятию по "Подготовительному этапу к постановке звука "С"
Индивидуальное занятие «Подготовительный этап к постановке звука [с], по сказке «Теремок"
Конспект индивидуального занятия

 

«Моя семья — моя родословная!»

Конспект занятия: «Моя - семья, моя - родословная! »

Учитель-логопед логопедической группы: Тихонова Светлана Геннадьевна
Октябрь 2012 года.
Задачи:
- формировать умения проективной деятельности (аргументировать свой выбор, планировать, анализировать и т. д.) ;
- развивать целеустремленность;
- обогащать отношения родителей и детей опытом диалогического, эмоционально насыщенного общения и совместной творческо-познавательной деятельности.
Речевые задачи:
- выявление представлений детей о семье, уточнение их понимания родственных отношений;
- закрепление в речи употребления имени и отчества родителей;
- развитие словаря, связной речи, грамматического и лексического материала;
- коррекция внимания с использованием упражнения «Лабиринт»;
- развитие логического мышления.
Ход занятия:
1. - Ребята, послушайте, пожалуйста, красивое, интересное стихотворение:
«Что такое семья? »
Семь-Я.
Часто мы слышим эту фразу, а что она означает?
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя.?
-«Я, я, я» - Ева молвила - «Я».
И гак на земле появилась семья.
- Что же такое семья? Как вы понимаете? (Ответы детей).
- А вот в толковом словаре Владимира Даля слово семья - растолковывают, как близкие родственники, живущие вместе. (Родители с детьми) .
- Какие могут быть семьи? (Полные и неполные, большие или наоборот, многодетные) .
- Ребята, как одним словом можете описать свою семью? Какая она? (Крепкая, дружная, надежная, веселая, спортивная, интересная и т. д.) .
2. - Посмотрите на экране и разгадайте ребус:
- Скажите, где еще мы встречаем число 7?
- В каких сказках, понятиях, поговорках встречается число 7?
7 цветов радуги,
«Волк и семеро козлят»,
7 чудес света,
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
7 дней недели,
«Белоснежка и семь гномов»,
7 раз отмерь, один раз отмерь,
«Цветик - семицветик», Семеро одного не ждут.
3. Задание - лабиринт (для читающих детей) «Кто с кем говорит по телефону».
- Посмотрите и соедините провода разным цветом карандашей.
- С кем разговаривает папа?
- С кем разговаривает старший брат?
- Тетя? И т. д.
(После выполнения, дети возвращаются в круг) .
4. - Назовите пословицы и поговорки о семье. Кому брошу мяч, тот отвечает.
«Своя семья - самые верные друзья! »
«Сын у меня мой - а ум у него свой»
«Семьей и горох молотят! »
«Семья крепка ладом»
«Семья не без урода»
«Куда матушка, туда и дитятко! »
«Семья воюет, а один горюет! »
«Семейное согласие всего дороже! »
5. На экране картинка «Члены семьи за столом» (ноги) .
- Кто сидит за столом? (одним словом) .
- Сколько членов семьи сидит?
- Кто сидит между бабушкой и младшим братом?
- Кто сидит между мамой и старшей сестрой?
- Кто сидит сбоку?
- У кого самые маленькие по размеру тапочки?
- Кто носит шлепанцы?
6. - А сейчас мы познакомим гостей с вашими семьями (Видеоряд, озвученный девизом или поговоркой) .
7. Ребята, давайте пригласим наших гостей
1) В музей семейной открытки - экскурсовод Даша
2) На выставку семейного фото - экскурсовод Илья.
3) В картинную галерею на экспозицию «Моя - семья, моя - родословная! »
8. Заключение.
- Что нового вы узнали на нашем занятии?
- Что понравилось вам из увиденного на занятии?

Конспект занятия по развитию речи «Освобождение игрушек из ледяного плена»

Цель:
- активизировать в речи детей прилагательные и учить согласовывать с существительными в роде и падеже;
- учить сравнивать и находить свойства и качества предметов (хрупкость, прочность) ;
- создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда (тает в тепле) ;
- развивать дивергентное мышление при выборе способа действия;
- развивать коммуникативную деятельность (диалог, стимулируя самостоятельное формулирование выводов детьми;
- развивать эмпатию, желание помочь другим;
- воспитывать аккуратность в работе.
Материал: замороженные во льду игрушки. Ёмкость с тёплой водой, полотенца для каждого ребёнка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня у меня хорошее настроение. Хочу, чтобы и у вас было хорошее. Решила подарить вам небольшие сюрпризы. Но, ребята, я вам несла игрушки и случайно уронила их в воду. А Мороз заморозил их. Вот так игрушки попали в ледяной плен. Помогите разобраться, что произошло?
Конспект занятия по развитию речи «Освобождение игрушек из ледяного плена»
Дети: Игрушки замёрзли, заледенели. Покрылись льдом.
2. Разгадывание загадок.
Логопед: Я знаю загадки. Хотите, загадаю?
Прозрачен, как стекло.
А не вставишь в окно. (лёд)
Зимнее стекло
Весною потекло. (лёд)
Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое тепло. (лёд)
- С чем сравнили лёд в стихах? (со стеклом)
- Лёд и стекло похожи? (да)
- Лёд и стекло одно и тоже? (нет)
- Давайте сравним! Какой бывает лёд? (прозрачный, холодный)
Итак:
- лёд холодный и стекло холодное;
- лёд прозрачный и стекло прозрачное;
- лёд твёрдый и стекло твёрдое;
- лёд хрупкий и стекло хрупкое.
Логопед: А чем отличаются?
- лёд мокрый, а стекло сухое;
- лёд может растаять, а стекло нет.
Логопед: Посмотрите. Игрушки внутри, но их видно хорошо. Почему?
Дети: Лёд прозрачный.
3. Ребята как же нам быть? Что делать?
Дети: Освободить игрушки.
Логопед: Как можно освободить игрушки из ледяного плена?
(ответы детей)
Итак:
- можно погреть в руках, но руки замёрзнут;
- можно в варежках, но они намокнут;
- можно оставить в группе, но долго ждать;
- можно отковырнуть ножом, но можно пораниться;
- можно положить в тёплую воду, но не увидим таяние.
(Выбираем три гипотезы и проверяем) .
Проведём опыты:
1. С помощью тепла рук.
2. С помощью электробатареи.
3. С помощью тёплой воды.
4. Ребята, вы молодцы, освободили игрушки из ледяного плена и поэтому вы можете взять себе в подарок ту игрушку, которую освободили.
Вывод:
Логопед: Где быстрее всего освободили игрушки?
Дети: Быстрее всего игрушки освободили в тёплой воде.
Логопед: А где дольше всего игрушки были в плену?
Дети: Дольше всего там. Где грели руками.
Логопед: Молодцы. Все работали замечательно. На этом наше занятие окончено.

Конспект (логопедическая часть) к занятию на тему: «Национальные традиции»

Занятие проводилось в 3 этапа: 1 и 3 этапы, "Вступительный" и "Практический" проводили воспитатели, 2 этап "Развитие речи" проводила учитель-логопед. "Практический" этап можете прочитать на странице у Любичевой Елены Константиновны.
Конспект (логопедическая часть)  к занятию на тему: «Национальные традиции»
Цели:
- закреплять умения детей образовывать сложные слова, а также притяжательные прилагательные;
- развивать словообразование и словоизменение;
- активизировать словарь детей по теме.
Ход занятия:
- Сейчас предлагаю продолжить разговор о народный традициях в древней Руси. А мы знаем, что так раньше называлась наша страна Россия. А если точнее, то мы поговорим о народных традициях в русских костюмах.
(1 слайд) .
- Ребята! Гардероб наших предков был удивительно ограничен. Каждая деталь костюма являлась своеобразной историей жизни каждой отдельной области в России. Одежда шилась не просто праздничная или повседневная, она ещё соответствовала календарному циклу, образу жизни, благосостоянию, т. е. в достатке жили люди или в бедности, а также семейному положению человека.
- Как вы понимаете слово празничная? Повседневная?
Огромное разнообразие и красочность проявлялось в костюмах женщин.
(2 слайд) В Русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники «сороки», разнообразные повязки и венцы.
Кокошник – старинный, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.
(З слайд)
Кокошник - происходит от древнего слова «кокош», обозначающего курицу и петуха. Характерной чертой кокошника является наличие гребня.
(обратить внимание детей на красоту и размер кокошников)
- Кто носил эти головные уборы? Значит, чьи они? (женские)
- Но и у мужчин тоже были свои головные уборы, шапки.
(4 слайд)
Слово шапка возникло в русском языке из французского слова шап, игапа. Все русские мужские шапки делились на нескольких видов. Например: у простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые мехом. Эти шапки и назывались колпак. А богатые мужчины, предпочитали шапки меховые, а летом носили шляпы.
- Что значит меховые?
- Кто носил эти головные уборы? Значит, чьи они? (мужские)
(5 слайд)
Широко раскинулась земля Русская, поэтому невозможно определить какой–то один вид костюма.
Ученые выделяют такие типы женского костюма:
- рубаха с сарафаном;
- рубаха с сарафаном и душегреи (это очень короткая шубка, с очень короткими рукавами) ;
- рубаха с юбкой андараком (суконной, сшитой из сукна) и передником (в наше время его называют фартук) .
- Что такое душегрея?
С древних времен женщины сами изготовляли всю одежду для себя и семьи, вкладывая в нее свое умение, вкус, традиции своей местности, свой природный талант.
(6 слайд)
Служил костюм людям не только защитой от холода, жары и всякой невзгоды, но и был оберегом, потому что в его цвете, в узорах зашифрованы магические (колдовские) вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди.
- была такая традиция, что когда у женщины рождался мальчик, то она свой передник украшала конями, а если рождалась девочка – то птицами.
(7 слайд)
-С наступлением холодов доставали овчинную шубу, т. е. её шили из шкуры животных. Особой одеждой она была. Ее носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь. На Руси принято было шить шубы мехом внутрь.
- Раз шуба шилась из шкуры животного и была с мехом, значит она какая? (меховая)
- А ещё что мы можем сказать о шубе? Какая она? (тёплая, длинная)
(8 слайд)
- Мужская одежда сильно отличалась от женской. Она была не такая красочная, яркая, т. к. мужской костюм, в основном предназначался для работы. Летом мужчины предпочитали на праздник надевать кафтаны.
Кафтан – это праздничная верхняя мужская одежда, сшитая из ткани сукна, длиной до колен, с удлинёнными рукавами, невысоким стоячим воротником, с карманами. Кафтан застегивался на крючки или большие медные пуговицы
- Как вы объясните словосочетание удлиненные рукава?
- Кто носил эту одежду? (мужчины)
- Значит она чья? (мужская)
(9 и 10 слайды) Игра «Что лишнее и почему»
- Общей чертой женского и мужского костюмов была обувь.
(11 слайд)
Валенки – тёплые войлочные сапоги, из свалянной овечьей шерсти; чаще делают твёрдыми, но бывают мягкие, под другую обувь.
Валенки — это традиционная русская обувь, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов.
- Если валенки изготовлены из войлока, значит они какие? (войлочные)
Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, в давние времена, бывшая в широком употреблении в сельской местности, сплетённая из древесного лыка (кора липы, вязов и других деревьев). Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Для изготовления одного лаптя требуется семь лык длиной по два метра каждое. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть, для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после потери коры, пригодной для плетения, дерево не выживало и стояло с голым «ободранным» стволом.
- Раз лапти плели, значит они какие? (плетёные)
Башмаки — мужская (как правило) обувь. Классические башмаки изготовлены из кожи и завязываются шнурками.
- Если башмаки шили из кожи, то они какие? (кожаные)
Чеботы (чёботы) — вид сапог с коротким голенищем. Мужская и женская обувь с каблуком. Чеботарь — сапожник
Чеботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.
- Эту обувь носили как мужчины, так и женщины. Значит, какая она? (мужская и женская)
(12 слайд) Игра «Что лишнее и почему»
Итог: Мы с вами заглянули в историю происхождения нашего русского костюма, который в настоящее время совсем не похож на ту одежду, которую мы с вами носим.
Ну, а сейчас для вас и наших гостей сюрприз.
(смотрите в блоке у Любичевой Елены)
Примечание: очень хотела загрузить свою презентацию, но не получилось. Вы можете составить свою презентацию и продемонстрировать детям.

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе.
Тема: «Эти удивительные насекомые».

Воспитатель: Деменская Е.В.
Учитель-логопед: Тихонова С.Г.

Цели:
Коррекционно-образовательные:
-  закрепить знания о насекомых;
-  формировать умение описывать предметы, выделяя признаки.
Коррекционно-развивающие:
-  упражнять детей в употреблении существительных уменьшительно- ласкательного значения (суффиксы);
-  образование существительных из единственного числа в множественное;
-  закреплять знания о частях чела, образе жизни насекомых;
-  активизировать и расширять словарь по теме.
Коррекционно-воспитательные:
-  воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой доклады (рассказы) других детей.

Оборудование: презентация «Насекомые», материалы детей, подготовленные совместно с родителями,  к занятию, маски насекомых (божья коровка, бабочка, муравей, паук, комарик, кузнечик), диск с записью мультфильма «Лунтик и его друзья», плакат «Помоги Муравьишке выбраться из лабиринта», папка «Энциклопедия о насекомых».

Ход занятия:
Воспитатель:
-  Ребята, к нам в гости пришёл один необычный сказочный герой. Вы узнали кто это? (Лунтик). (2 слайд)
-  Правильно.
-  Но он пришёл не один, а со своими друзьями.
-  Давайте посмотрим первую серию мультфильма про Лунтика! (Начало серии из «Лунтика»).
-  А что будет в следующей серии?
-  Я предлагаю придумать нам с вами своё продолжение. Для этого нам необходимо  превратиться в насекомых - героев мультфильма, и представиться. (Каждый герой - свой стишок). (3 слайд)

Божья коровка:
-  Я Божья коровка - летаю ловко.
Соберемся в кружок, не путай с ягодкой - дружок!

Муравей:
-  А я, Муравей - меньше ногтей!
Работаю, тружусь - своим домом горжусь!

Бабочка:
-  Я Бабочка - красавица - прошу не сомневаться,
Люблю наряды разные, порхать и красоваться!

Кузнечик:
-  Прыгаю я ловко по зеленой травушке,
Не попасться бы мне в рот да зеленой квакушке!

Паук:
-  Я плету, плету, плету паутинки классные.
Затаюсь - и попадут мне разини разные!

Комарик:
Я Комарик - на лбу не фонарик, а маленькое жало,
Кусну, не покажется мало!

Воспитатель:
-  Кажется, кто-то плачет! Ой, это Мила (девочка в маске божьей коровки). Что случилось?

Мила:                                                                                               
-  Вредные Пупсень и Вупсень забрали мою любимую книгу - энциклопедию, в которой рассказывается все о моих друзьях - насекомых.

Воспитатель:
-  Ребята, кто такие Вупсень и Пупсень? (гусеницы).
-  Что же делать? (варианты детей: найти и забрать, послать им письмо, подарить книгу).

Логопед:
-  А давайте  создадим для Милы новую энциклопедию!
-  На первой странице этой книги, мы разместим портреты - фото друзей Милы, и обозначим их буквами, с каких начинается имя каждого.

Задание 1 (4 и 5 слайды):
-  Назовите первый звук слова, покажите к какой нужной букве мы поместим фото насекомого и назовите этого насекомого.

Задание 2:
-  А на следующих страницах мы расскажем о каждом герое отдельно. Каждый ребёнок  выполнил задание с родителями дома и сейчас расскажет нам о своей работе.
-  Кто расскажет нам про бабочку? (6 и 7 слайды)
-  Игра «Один – много» (8 слайд)
-  Кто расскажет нам про муравья? (9 и 10 слайды)
-  Игра «Помоги Муравьишке выбраться из лабиринта».
-  Кто расскажет нам про кузнечика? (11 слайд)
-  Послушаем рассказ про жука (12 слайд)
-  Кто расскажет нам про муху? (13 слайд)
- Кто расскажет про Божью коровку?(14 слайд)

Воспитатель: Игра «Найди отличия»

Воспитатель:
- А теперь послушаем рассказ про гусеницу.(15 слайд)
- Кто расскажет про стрекозу? (16 и 17 слайды)

Логопед: Игра «Назови ласково себя - насекомое».
- У нас есть интересное наблюдение за муравьями. Послушаем. (18 слайд)

Воспитатель: Загадки о насекомых.

Воспитатель:
-  А сейчас давайте немного «похулиганим» и пофантазируем.
Игра «Придумаем новое насекомое», (взять разные части от насекомых и соединить).
- Ребята, а я узнала, что друзья Лунтика вам приготовили сюрприз. Давайте посмотрим инсценировку «Муха и Мушка».



- Игра «Солнышко теплей свети...»
Солнышко теплей свети, - (кулачки разжимаются - сжимаются).
Насекомых разбуди: - (загибаем пальцы).
Муравья и паука, богомола и жучка,
И коровку божию, и бабочку пригожую,
Муху, комара, осу, и конечно стрекозу!
- Давайте дослушаем и посмотрим, о каких ещё насекомых приготовили ребята свои рассказы (19, 20, 21 и 22 слайды)

Воспитатель:
-  Ну что, ребята, энциклопедия для Милы готова (23 слайд) (24 слайд). Вот какая книга у нас получилась (демонстрация папки).
-  Мила тебе нравится? Возьми, пожалуйста, и познакомь с ней своих друзей, а мы вместе посмотрим новую серию мультфильма.


Пояснение: Все загадки, стишки и игры  сочинены авторами конспекта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий